Экспертная оценка бизнеса — сравнительный подход

При сравнительном подходе в экспертной оценке бизнеса акции решают все.

Сравнительный подход сопоставляет рассматриваемый бизнес с аналогичными, цена которых известна на рынке. Подход основан на принципе замещения — инвестор вряд ли купит компанию, если ее стоимость сильно превышает среднерыночную, и будет искать что-нибудь подешевле.

alt

Сравнительный подход хорошо работает на Западе, в российской же действительности он используется крайне редко. По мнению Андрея Дрогобыцкого, это связано с тем, что слишком мало компаний-аналогов. В рамках сравнительного подхода в оценочной практике принято выделять три основных метода: рынка капитала, сделок (продаж) и отраслевых коэффициентов. Все они так или иначе используют информацию, полученную с фондового рынка.

Например, в методе рынка капитала за основу берется стоимость предприятий-аналогов, акции которых торгуются на рынке. Его использование гарантирует высокую скорость и правдивость, но при условии достоверности информации. Порой приходится вводить коэффициенты дисконтирования. «Их использование, — рассказывает Владимир Твардовский из „Ай Ти Инвест», — позволяет скорректировать величины оценки и понять, как в принципе компанию может оценить рынок, в том числе сторонний инвестор или кредитор».

Метод сделок также основывается на анализе цен акций с тем отличием, что здесь рассматриваются пакеты акций сходных компаний выше контрольных. С точки зрения инвестора, оба метода позволяют действовать по принципу «альтернативы инвестиций»: можно вложить деньги либо в оцениваемое предприятие, либо в его рыночные аналоги. Правда, надо учитывать, что цена акций может меняться в зависимости от величины приобретаемого пакета. Так, акции в контрольном пакете (более 50%) будут дороже, чем в блокирующем (25%).

Компании для сопоставления отбираются в три этапа. Для начала необходимо составить список потенциальных «жертв», потом среди них найти основных конкурентов и на третьем этапе выделить слившиеся и приобретенные за последний год предприятия. При этом критерии сопоставимости обычно ограничиваются четырьмя «тождествами»: отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства. Но так как полностью идентичных компаний просто не существует в природе, приходится использовать ценовые мультипликаторы, то есть коэффициенты, показывающие соотношение между рыночной ценой предприятия и финансовой базой, например прибылью, выручкой, денежным потоком. Владимир Твардовский говорит, что введение коэффициентов позволяет скорректировать величины оценки. Существует множество показателей, например P/E (отношение цены компании к чистой прибыли), P/EBT (отношение цены к прибыли до налогообложения), P/R (отношение цены к валовым доходам).

Несколько отличается от двух предыдущих метод отраслевых коэффициентов: он основан на использовании заранее рассчитанного соотношения между ценой продажи предприятия и его производственно-финансовыми характеристиками. Например, было определено, что цена рекламного агентства составляет 0,7 от его годовой выручки. В основном метод используется для оценки малых предприятий и считается вспомогательным. Сегодня его трудно применять из-за отсутствия надежных статистических данных в России. Тем не менее Алекс де Валухофф говорит, что активно применяет метод сравнительных коэффициентов, несмотря на то, что он плохо отражает стратегические решения компании.

News Reporter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *