Новости

Строить в Киеве не для кого

Еще недавно застройщики говорили о необходимости того, чтобы государство и муниципальная власть содействовали развитию строительных программ и также заявляли, что квадратный метр жилья в киевской новостройке неизбежно будет расти и ни в коем случае не опустится ниже $2 тыс.

Также аналитики «наперебой» заявляли о страшном дефиците офисных и торговых площадей – и необходимости их строительства.

Ситуация между тем резко изменилась. У владельцев офисных центров пустуют огромные помещения. А в тех, которые еще заняты, арендаторы офисов в большинстве случаев уже предупредили арендодателей о намерении съехать, если арендная плата не будет резко снижена. Постепенно начинают пустовать и склады, которые еще месяца два назад были полностью заполнены. Крупнейшие торговые центры также стоят перед угрозой опустения. Многие торговые сети объявили о желании ликвидировать часть своих нерентабельных магазинов.

На центральных улицах города все чаще встречаются пустые помещения магазинов, склады сдаются по ценам вдвое ниже прошлогодних как в самом Киеве, так и в непосредственной близости от него, причем в достаточно современных логистических комплексах – но желающих их арендовать практически нет. Но самая интересная ситуация складывается в жилой недвижимости.

Еще недавно приход иностранного капитала в Украину осуществлялся по схеме: открытие представительства в Киеве, создание структур на местах, где расположены предприятия либо активы, купленные инвесторами. Такая структура объяснялась просто: иностранным компаниям, владеющим активами в Украине, нужно было решать вопросы с различными органами власти в столице. Однако кризис властной вертикали, разбалансирование системы государственного управления и необходимость уменьшения издержек на представительские функции в связи с экономическим кризисом заставляют инвесторов-иностранцев, работающих в Украине, сворачивать свои представительства в Киеве и увольнять сотрудников, которые из потенциальных покупателей и арендаторов дорогой столичной недвижимости превращаются в безработных.

Читать так же:  Цены на квартиры обвалятся зимой

Получается парадокс: из-за экономического кризиса безработица растет по всей стране, но выше всего темпы ее роста именно в столице, где вдруг оказалось абсолютно ненужным такое количество специалистов, ориентированных на нужды быстро растущих в докризисный период посреднических торговых и финансовых структур времен инвестиционного, строительного и потребительского бума.

Возникает вопрос: что делать такому огромному числу «лишних» людей на маленьком пятачке Земли под названием Киев? Делать им особо нечего, потому из Киева уже уезжают те, у кого есть недвижимость в других регионах Украины и кому не по карману жизнь в статусе безработного в столице.

Но и это еще не все. Возможно, что из Киева начнут выезжать и коренные жители города: меньшая часть – за границу, в более благополучные страны с надеждой какого-нибудь заработка, а большая часть – туда, где жизнь подешевле. В результате население Киева постепенно уменьшится и на рынке образуется значительный избыток предложения недвижимости.

Кроме того, нужно учесть еще один немаловажный фактор: большинство многоквартирных новостроек, даже сданных в эксплуатацию, сегодня стоят пустыми. В этих домах просто некому жить, поскольку квартиры приобретали в них с расчетом на будущую перепродажу. Сегодня это – «мертвая» недвижимость, которая ничего кроме убытка ее владельцам не приносит. Поэтому когда станет ясно, что ждать повышения цен на жилье нереально, ее будут пытаться продать за любые деньги.

Можно быть уверенными, что в ближайшие пять-шесть лет недвижимость будет продаваться в Киеве дешевле себестоимости ее строительства, а это означает, что все долгострои с готовностью ниже 80-90% будут стоять замороженными, поскольку застройщикам абсолютно невыгодно достраивать их себе в убыток.

Что же касается владельцев «виртуальных» квартир в долгостроях, то они, по-видимому, вынуждены будут смириться со своими потерями, как в свое время смирились с потерей денег вкладчики Сбербанка СССР.

alt

Читать так же:  Оценка проекта по строительству железнодорожной линии в Иран

Статьи по теме

Добавить комментарий

Back to top button