Латвия на 16 месте по оценке конкурентоспособности
С 1 мая в Латвию нельзя будет ввозить 398 медикаментов.
«Но только у пяти препаратов из этого списка не будет западных аналогов, — заметил на пресс-конференции директор Государственного агентства лекарств Янис Озолиньш. Вот эти пять медикаментов: эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, аскорбиновая кислота для инъекций, кальция глюконат и магния сульфат. Депутат Сейма Виталий Орлов, который уже длительное время занимается лекарственной проблемой, добавил в этот список «звезду аптек» — валидол. Препарат корвалол имеет аналог, который называется валокордин. Только корвалол в аптеках в среднем стоит 20 сантимов (36 центов), а валокордин — 80. По подсчетам специалистов, те лекарства, которые можно ввезти до 1 мая, закончатся в аптеках примерно через пять месяцев. Причем эти расчеты были сделаны без учета ажиотажного спроса.
У латвийского потребителя теоретически остается одна надежда на местных производителей, например Olainfarm или Grindex, которые могут начать фасовать дешевые российские лекарства на своих производствах. Но для регистрации такой процедуры необходимо по меньшей мере 200 дней. (Час).
Латвия в тройке лидеров по конкурентоспособности. По оценке конкурентоспособности, проведенной Всемирным экономическим форумом, Латвия получила 16 место среди 27 стран Евросоюза и 3 место среди девяти новых стран-участниц ЕС. Из новых государств, присоединившихся к ЕС, самая высокая конкурентоспособность у Эстонии. Абсолютный лидер по 27 странам — Финляндия, затем идут Дания и Швеция, обогнавшие даже США. Для оценки конкурентоспособности использовались 8 критериев: развитие информированности общества, инновации и исследования, либерализация рынка, индустрия коммуникаций, эффективных финансовых услуг, улучшение культуры предприятий, социальная интеграция и обеспечение долгосрочного развития. Среди новых членов ЕС Латвия уступила Эстонии и Словении, самую низкую оценку получила Польша. (Diena)
Суда возвращаются в пароходство. Усилия латвийских властей по возвращению под государственный флаг судов местных компаний начинают вознаграждаться, пишет газета «Бизнес & Балтия». На днях красно-бело-красный стяг был водружен на корме «Риги» . одного из трех самых крупных танкеров, принадлежащих АО Latvijas kugnieciba (Латвийское пароходство). За годы, прошедшие после восстановления независимости, Латвия практически растеряла весь свой флот. По подсчетам «Бизнес & Балтии», к концу 2002 года тоннажность судов, ходивших под красно-бело-красным штандартом, сократилась с 1,444 млн. тонн (1991 год) до 132 тысяч тонн. И дело не только в том, что часть плавсредств продали иностранцам или списали на металлолом. Даже те пароходы, что остались в собственности латвийских юридических лиц, предпочитали бороздить моря и океаны под «удобными» флагами . Либерии, Кипра, Мальты. Только в 2001 году власти республики начали создавать почву для возвращения судов в родные пенаты: парламент одобрил поправки к закону, предусматривающие выплату моряками социального налога с двух минимальных зарплат. Следующий шаг . «Правила декларирования налога на тоннаж», заменившие для судовладельцев подоходный налог с предприятий. На данный момент флот Latvijas kugnieciba состоит из 30 танкеров, пяти рефрижераторов ледового класса, двух газовозов и одного сухогруза. (Бизнес&Балтия)
Латвийское пароходство заказало восемь танкеров. Вступил в силу договор, заключенный компанией Crown Navigation Inc. . дочерним предприятием Латвийского пароходства (LK) . с хорватской судоверфью 3 Maj о строительстве восьми танкеров. LK уже сделало первый взнос, сообщила агентству BNS руководитель службы общественных отношений пароходства Марита Озолиня-Тумановская. Грузоподъемность заказанных танкеров ледового класса составляет 51 800 тонн и они предназначены для перевозки нефтехимических продуктов. Условия договора предусматривают, что первыe два танкера будут поставлены в 2006 году, а остальные . до 2009 года. Планируется, что банковский займ составит 70% от общей стоимости проекта, а на 30% он будет профинансирован за счет собственных средств концерна Латвийского пароходства. Пароходство не раскрывает цену заказанных танкеров. LK в начале февраля заключило также договор с южнокорейской верфью Hyundai Mipo Dockyard Co Ltd. на строительство четырех танкеров среднего класса и подписало с компаниями Pink Star Shipping Ltd., Purple Star Shipping Ltd и Coral Star Shipping Ltd. договоры на покупку трех танкеров среднего размера.(BNS)
Кресло руководителя СГД пока остается пустым: как известно, восстановленный по суду в должности гендиректора СГД Андрейс Сончикс не вернется на старую должность. Он принял предложение министра финансов Оскара Спурдзиньша и через пару недель начнет работать в должности замгоссекретаря министерства финансов. По словам министра, Сончикс будет курировать сбор налогов и поступления в госбюджет в связи с членством Латвии в Европейском союзе. Кто станет главным налоговиком страны, пока неизвестно (Час).
Фишлер: «Число крестьян сократится естественным путем». Буквально за неделю до вступления в Евросоюз Латвию посетил комиссар ЕС Франц Фишлер, отвечающий за сельское и рыбное хозяйство, а также за развитие села. Во время выступления на семинаре, который проходил в Елгавском сельхозуниверситете, комиссар пообещал латвийским крестьянам, что их уровень жизни будет расти. Позже он объяснил «Телеграфу», как конкретно это будет происходить.
«Латвийское Минземледелия признало малопригодными и требующими дополнительных дотаций 75% территории страны. Еврокомиссия готова поддержать лишь 30%. Что делать остальным? Готовы ли вы пойти на компромисс? Тут важно оценить, что мы считаем малопригодным для ведения сельского хозяйства: есть ли какие-то природные препятствия, которые мешают развитию, и тому подобное. По этим вопросам мнения ваших и наших экспертов расходятся. Так что этот вопрос требует переговоров, и только потом будет принято какое-то решение. Как вы считаете, латвийские крестьяне смогут получить какую-то дополнительную поддержку? Ведь если сравнивать со «старыми» государствами Евросоюза, финансирование сельского хозяйства новых стран-участниц будет существенно ниже. Будем честными, финансирование развития сельскохозяйственного сектора в новых странах-участницах будет больше, чем в «старых». А вот прямые платежи будут действительно ниже, и они должны вырасти в течение 10 лет. Но на то есть веские причины. Не забывайте . в Евросоюзе цена на сельхозпродукцию выше, чем сейчас в Латвии, и она достаточно стабильна. Так что вашим крестьянам гарантировано увеличение дохода, по нашим подсчетам, в среднем на 30% в течение пяти лет. Плюс к этому они будут получать деньги на развитие и прямые платежи. Так что я считаю, что фермеры должны радоваться вступлению в ЕС. Но за счет чего вы прогнозируете такой рост дохода? Дело в том, что расходы на производство сельхозпродукции в Латвии гораздо ниже, чем в среднем по ЕС. А учитывая, что цены на эти товары в ЕС выше, я уверен . латвийские крестьяне смогут быть конкурентоспособными. Как известно, в ЕС крестьянским трудом зарабатывает 3-5% населения. В Латвии . около 15%. Наверняка ситуация изменится и у нас. Куда денутся «лишние» крестьяне? Прежде всего нельзя говорить обо всех европейских странах вместе. Да, в таких государствах, как Великобритания и Франция, в сфере сельского хозяйства занято не больше 4-5% населения. Но в таких странах, как Испания, Португалия, Греция, более 9% населения работают в сфере сельского хозяйства. Хотя, конечно, в Латвии сейчас все равно слишком много крестьян. И я думаю, что их число уменьшится естественным путем. Как я понимаю, сейчас земледелием и животноводством в Латвии занимается очень много мелких ферм. Зачастую буквально один хозяин на своем хуторе занимается всеми сельскохозяйственными работами. И часто это уже пожилые люди, которые либо не имеют наследников, либо их дети уже не хотят продолжать дело своих родителей. Так что автоматически с годами число фермеров сократится. Но это уже никак не будет связано со вступлением в Евросоюз. Что касается других ферм, то в наших интересах сохранить их столько, сколько будет возможно. Но сразу скажу: им будет трудно, если они намерены заниматься только сельским хозяйством. Поэтому я считаю, что сейчас крестьяне должны перепрофилироваться . заниматься, например, туризмом или ремесленничеством. И, кстати, именно на это идут большие средства поддержки из Евросоюза, которые предназначены для развития села. Для нашей страны очень важным торговым партнером является Россия. После вступления Латвии в ЕС отношения с этой страной будут регулироваться на основании договора между Евросоюзом и Россией. На что могут рассчитывать латвийские крестьяне, учитывая постоянные угрозы России ограничить ввоз европейского сыра, молока, парализовать торговлю мясом и так далее? Честно говоря, Европейский союз не слишком обеспокоен угрозами России. Что касается третьих стран вообще, то для тех государств, которые являются членами Всемирной торговой организации (ВТО), есть определенные обязательства и правила игры. Россия же сейчас не входит в ВТО. Конечно, нам бы очень хотелось договориться с Россией о том, что ее экспорт в страны ЕС не будет ограничиваться. Но взамен мы хотим быть уверенными, что и европейские продукты в России не будут под запретом. Кстати, сейчас мы находимся на последней стадии этих переговоров. И я думаю, возможно, уже на следующей неделе между Евросоюзом и Россией будет заключено дополнительное торговое соглашение. При этом очень важно учитывать и то, что Россия стремится стать членом ВТО, поэтому ей не очень выгодно воплощать в жизнь свои угрозы. Именно поэтому мы и не слишком ими обеспокоены» (Телеграф)
По Даугаве поплывут паромы. Дороги Риги забиты автомобилями уже с начала 1980-х годов, а в последние десять лет пробки вообще стали бичом столицы. Обещанных самоуправлением мостов и туннелей придется ждать еще как минимум года два-три. И только один проект думы по разгрузке центра близок к завершению. Уже к осени этого года по реке Даугаве пойдут два парома. Поездка по реке из одного района в другой займет только 15 минут вместо полутора часов по суше. Кроме того, набережная избавится от грузовиков, водителям которых запретят ее использовать после открытия линии. На днях комитет сообщения и транспорта Рижской думы концептуально одобрил план создания сообщения между двумя районами риги — Болдераей и Вецмилгрависом. Именно здесь в основном находятся терминалы Рижского свободного порта, куда отправляется большое число грузовиков. С запуском паромной линии водители фур не смогут перемещаться по набережной 11 Ноября. В результате, как предполагают эксперты, в центре снизится количество вредных выбросов в атмосферу и число аварий. Сейчас, чтобы добраться из одного района в другой, необходимо потратить полтора часа. По данным ООО Imink, которому поручили оценить преимущества проекта, такой же путь, но по реке займет лишь 15 минут. По маршруту Вецмилгравис-Болдерая уже осенью предполагается пустить два грузопассажирских судна, которые станут курсировать с интервалом в 20-25 минут. Вместимость каждого . до 40 грузовых и 20 легковых автомобилей. Поездка будет стоить от 0,50 Ls (около доллара) для «легковушек» до 10 Ls (около 20 долларов) для лесовозов. Конкурс на приобретение речного транспорта еще не объявлен, но покупку оценивают в миллион латов. (Delfi).
Гендиректор СГД объявил большие скидки. Генеральный директор Службы государственных доходов Карлис Кетнерс принял в прошлом году 827 решений, согласно которым полностью или частично были отменены решения территориальных учреждений СГД о дополнительно начисленных налогах или штрафах. В итоге предприятия получили налоговые скидки на миллионы латов, сообщила газета Neatkariga Rita Avize. В распоряжение газеты попало письмо и.о. гендиректора СГД Нелли Ездаковой, адресованное государственному секретарю министерства финансов Валентине Андреевой. Оно свидетельствует, что полностью отменены 58 решений директоров территориальных отделений СГД, в которых величина дополнительных платежей превышала 10.000 латов. Воспользовавшись данными о скидках для каждого предприятия, содержащимися в приложении к письму, Neatkariga Rita Avize подсчитала, что только в этой категории . превышающая 10.000 латов сумма, и скидка предоставляется на весь налог полностью . общая сумма скидок по налоговым платежам, предоставленных по решениям Кетнерса, составила по меньшей мере 2,5 миллиона латов. «Трудно даже представить, на какую сумму в целом предоставил скидки Кетнерс, учитывая, что общее число решений достигает 827. Во всяком случае, речь может идти и о многих миллионах латов», . отметила газета. NRA пишет, что причиной отмены решений региональных отделений СГД во многих случаях признаны «ошибочно примененные нормы нормативных актов». Только в отдельных случаях появляется объяснение «предоставлены дополнительные доказательства».
Газета подчеркивает: это может означать и то, что неоднократно выражаемое предпринимателями возмущение по поводу непрофессиональной работы местных учреждений СГД является обоснованным, а также . заставить задуматься, не просматриваются ли в этих решениях в отдельных случаях признаки коррупции (Neatkariga Rita Avize).
Сам же Карлис Кетнерс 27 апреля оправдывался за возвращенные предпринимателям миллионы. По его словам, решения об освобождении от уплаты штрафов принимаются коллегиально. Кроме того, дальше эти постановления оценивает также министерство финансов. Глава службы только утверждает или не утверждает решения, вынесенные подразделением, ведущим досудебное рассмотрение налоговых споров. Кроме того, оспоренные постановления региональных СГД дополнительно оцениваются юридическим управлением, главным налоговым управлением или главным таможенным управлением. Объяснения, однако, не убедили министерство финансов. Хотя результатов проверки еще ждать и ждать, 28 апреля оказался для Карлиса Кетнерса последним на посту гендиректора Службы госдоходов. По распоряжению министра финансов он перемещен в кресло начальника бюджетного департамента минфина. Кетнерс был креатурой предыдущего министра от партии «Новое время» Валдиса Домбровскиса. Комментируя новое назначение своего экс-подчиненного, Валдис Домбровскис назвал произошедшее «политической расправой». После чего заметил, что именно в бытность Кетнерса главой СГД «существенно увеличилось поступление налогов в бюджет».
IIHF готова ждать еще два месяца. Международная федерация хоккея на льду (IIHF) дала Латвии срок до 1 июля для выполнения всех необходимых формальностей по обеспечению проведения чемпионата мира по хоккею 2006 года. Президент Латвийской федерации хоккея Киров Липман заявил, что до установленного срока должны быть заключены все необходимые договора, получены строительные разрешения и предприняты другие шаги для строительства двух ледовых холлов. 1 июля представители IIHF прибудут в Латвию с проверкой. Если Латвия до этого срока не выполнит предписаний, федерация рассмотрит вопрос о передаче прав на проведение чемпионата двум другим кандидатам. Швеции и Финляндии (Delfi, LETA).